С этого года компании с квазигоссекторе обязали создать комплаенс-отделы – группу специалистов, которые будут оценивать саму компанию, ее сотрудников и партнеров на благонадежность по коррупционным рискам, родственным связям, аффилированностью с подозрительными компаниями и лицами. Однако новые комплаенс-офицеры столкнулись с большими трудностями – их работа не автоматизирована, все приходится делать вручную, а число проверок растет с каждым днем. Работу этих специалистов можно облегчить и сделать более качественной, но для этого нужны современные IT-решения. Какие? О них корреспонденту Toppress.kz рассказал директор департамента IT холдинга Kazdream Мадияр Тулеуов.
Для начала отметим, что президентом страны Касым-Жомартом Токаевым только за 2019 – 2020 годы подписано три пакета законов, связанных с усилением в стране борьбы с коррупцией. В них реализованы прозвучавшие в Послании главы государства поручения об ужесточении наказания за коррупционные преступления, а также о внедрении новых инструментов противодействия коррупции. Наряду с существенным ужесточением уголовного законодательства, приоритет в борьбе с коррупцией отдается профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений.
В частности, в Закон «О противодействии коррупции» внесена поправка, которая гласит: «В субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и её работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Субъекты предпринимательства, не являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы».
чении наказания за коррупционные преступления, а также о внедрении новых инструментов противодействия коррупции. Наряду с существенным ужесточением уголовного законодательства, приоритет в борьбе с коррупцией отдается профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений.
В частности, в Закон «О противодействии коррупции» внесена поправка, которая гласит: «В субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и её работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Субъекты предпринимательства, не являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы».
-Мадияр, расскажите подробнее, что такое комплаенс и для чего он нужен?
– Дословно говоря комплаенс – это соответствие нормам и требованиям. Специалисты в таких отделах подчиняются напрямую главе совета директоров. Задача комплаенса надзирать за тем, чтобы бизнес соблюдал внешние правила и законы. Все это направлено на то, чтобы обеспечить справедливость, эффективность и прозрачность рынков. Комплаенс также стремится снизить системные риски и финансовые преступления.
-В каком направлении должны работать комплаенс-отделы?
– Тендеры, резонансные моменты, связанные с наймом родственников или передачей им тендера. Комплаенс-отделы проверяют на благонадежность и поставщиков, а также делают все возможное, чтобы компания в квазигоссекторе сама соответствовала всем законам о противодействии коррупции. А еще комплаенс-офицеры проверяют контрагентов – это любое физическое или юридическое лицо, которое собирается вступать в связь с квазигоссектором. Правоохранительные органы публикуют список компаний, которые уличены в финансировании терроризма. С ними нельзя работать. И комплаенс-офицеры следят за тем, чтобы контрагент не был связан с компаниями из «черного списка». Есть также списки лжепредприятий, банкротов, должников по налогам, санкционные списки – очень много факторов риска. То есть у комплаенс-отделов большой объем работы, которая исключает коррупционные риски для компании, а значит делает ее работу эффективнее, прозрачнее, честнее.
-С какими трудностями столкнулись комплаенс-офицеры?
– Сегодня комплаенс-офицеры остались один на один со своими проблемами. Количество контрагентов, которых надо проверить огромное, их число доходит до нескольких тысяч. Плюс нужно еще заниматься внутренней проверкой на соответствие своей компании законодательству. Специалистов мало, а IT-продуктов, которые помогли бы сократить время на проверку и на расследование, нет. Статистически 60-70 процентов времени обычно тратится только на то, чтобы собрать просто информацию о контрагенте. А потом из-за того, что времени остается мало, все решения принимаются в спешке. Видя это, мы разработали программу, которая автоматизировала поиск и сбор данных.
Программу назвали One Compliance. С ее помощью специалист может загрузить в нее данные о контрагентах, а система уже сама «прошерстит» Интернет, все списки и сайты и найдет всю имеющуюся в открытом доступе информацию о нужном человеке или компании.
– В чем еще особенность вашего нового продукта?
-Программа не скажет комплаенс-офицеру: “Здесь соблюдается закон, а здесь не соблюдается”. Это все-таки должен решать сам специалист. Мы автоматизировали рутинный сбор данных и в один клик можем предоставить ему всю необходимую информацию, чтобы он качественно мог принять решение по поводу контрагента. С нашей программой 30 процентов времени он тратит на сбор данных, а 70 процентов – на анализ. Это повысит эффективность его работы.
– Насколько программа востребована на рынке?
– Госорганы – не единственная причина развивать комплаенс-службы. Видя эффективность программы, некоторые квазигоскомпании внедрили эту систему и до принятия нового закона. Однако программы вроде One Compliance стали наиболее популярны только сейчас.
Рынок пока не наполнился этими IT-решениями. А наш продукт уже разработан и уже в продаже. Его также активно смотрят несколько российских компаний. Поскольку в России такая же проблема – квазигоскомпании огромные и у каждого филиала свои тендера. Вся проверка ложится на центральный аппарат и головной офис принимает решения. Сейчас у них это не совсем структурно происходит, потому что “руками” этого не сделать. Нужен инструмент, который поможет автоматизировать эти задачи. Сейчас мы провели несколько презентаций и уже начали пилотную работу в нескольких компаниях, в том числе в России.